03.08.2020 Памятка о правах и обязанностях потребителей услуг в сфере ЖКХ

Жители имеют право на беспрепятственное и бесперебойное получение коммунальных услуг в необходимом им объёме, не причиняющих вреда их жизни, здоровью и имуществу. Могут участвовать в решениях об использовании общего имущества и повышении благоустройства придомовой территории многоквартирного дома, вести контроль и оплату фактических объёмов потреблённых коммунальных услуг.

Получать снижение платы за жилищные и коммунальные услуги в случае их некачественного, неполного или несвоевременного предоставления, на прекращение оплаты коммунальных услуг за время перерывов, превышающих установленные сроки. Потребитель вправе требовать возмещение вреда, причинённого жизни, здоровью, имуществу, может рассчитывать на компенсацию морального вреда. 

Потребители имеют право на полное или частичное освобождение от обязанностей по оплате отдельных видов жилищно-коммунальных услуг за весь период временного отсутствия по месту постоянного жительства, но в пределах трёхлетнего срока. 

Обязанности потребителей

Согласно действующим правилам ЖКХ, потребитель услуг обязан соблюдать правила пользования жилищем, общим имуществом многоквартирного дома и придомовой территорией, не нарушая прав и законных интересов других потребителей, проживающих в соседних квартирах и домах. Своевременно и полностью оплачивать предоставляемые ему жилищно-коммунальные услуги, поддерживать состояние занимаемого жилища, в том числе индивидуального жилого дома, в исправном техническом состоянии, производить за свой счёт текущий ремонт занимаемого жилища, включая его инженерное оборудование и индивидуальные приборы учёта в сроки, установленные жилищным законодательством.

Непосредственная реализация указанных функций может выполняться на договорных началах исполнителем, имеющим в установленных законом случаях соответствующую лицензию, обеспечивать возможность своевременного осмотра, обслуживания и ремонта внутридомовых и внутриквартирных систем инженерного оборудования, конструктивных элементов дома, приборов учёта.

Потребитель не должен препятствовать работе должностных лиц и допускать их в занимаемое жилище. В случае обнаружения неисправности сетей, оборудования, приборов учёта, снижении параметров коммунальных услуг необходимо немедленно сообщать в аварийную службу исполнителя. Уведомлять его в десятидневный срок об изменении условий или режима использования жилища и необходимости соответствующего пересчёта платежей за обслуживание жилья и коммунальные услуги.

Потребителю запрещается

Потребителю запрещено производить без разрешения собственника жилищного фонда, без уведомления исполнителя и без соблюдения установленного порядка изменение и перенос конструктивных элементов жилища вентиляционного, отопительного и другого инженерного оборудования, внутренних инженерных сетей или подключения к ним, не соответствующие проектным характеристикам здания, использовать электробытовые приборы и машины мощностью, превышающей допустимую нагрузку внутридомовой электрической сети.

Кроме того, нельзя устанавливать дополнительные секции приборов отопления, регулирующую и запорную арматуру, а также другое оборудование, не соответствующее проектным характеристикам, требованиям безопасности и эксплуатации.

Недопустимо нарушать и изменять согласованные в установленном порядке схемы учёта потребления коммунальных услуг, использовать теплоноситель системы закрытого центрального отопления для целей горячего водоснабжения.

В целях избежания судебных процессов, негативных последствий, которые могут возникнуть в той или иной ситуации потребители должны знать свои права и соблюдать обязанности.