01.12.2020 Защита прав потребителей при дистанционной торговле

Для граждан (потребителей)

В соответствии с п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом (далее – Правила) продажа дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, либо представленным на фотоснимках или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

До заключения договора купли-продажи продавец должен предоставить покупателю следующую информацию:

- наименование организации (или фамилия, имя отчество – для ИП);

- место нахождения организации (ИП);

- государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя);

- цена и условия приобретения товара, его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;

- порядок оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

При совершении покупок дистанционным способом покупателю следует помнить о своих правах:

1. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи – в течение семи дней (абз. 1 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 21 Правил  продажи товаров дистанционным способом).

2. В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара ненадлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара (абз. 2 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Однако следует иметь в виду, что возврат возможен, если в отношении приобретенного товара сохранен его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки (отсутствие последнего, тем не менее, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у соответствующего продавца) – абз. 3 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом.

3. Договор считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

При оплате товаров покупателем в безналичной форме или продаже товаров в кредит (за исключением оплаты с использованием банковских платежных карт) продавец обязан подтвердить передачу товара путем составления накладной или акта сдачи-приемки товара (п. 20 Правил продажи товаров дистанционным способом).

4. Особенностью дистанционной продажи является и то, что при отказе потребителя от товара продавец должен возвратить уплаченную потребителем по договору денежную сумму, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования (абз. 5 п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей», п. 21 Правил продажи товаров дистанционным способом).

5.  Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом установлены положениями, предусмотренными статьями 18-24 Закона РФ "О защите прав потребителей". При наличии споров имущественного характера в случае неудовлетворения продавцом требований потребителя добровольно, соответствующий спор может быть разрешен исключительно в рамках гражданского судопроизводства, поскольку по общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ и пункта 1 статьи 17 Закона РФ «О защите прав потребителей», защита нарушенных прав потребителей осуществляется судом.